| Мой профиль | Регистрация | Вход Пятница, 26.04.2024, 00:08 | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

  Главная  Сведения об образовательной организации  Волшебная страна  Теремок  Антикоррупционная политика  Комплексная безопасность  Консультационный центр  Инновационная деятельность  МКДО  ФОП  COVID-19  Национальные проекты   Мониторинг заработной платы  300 лет Кузбассу  Независимая оценка качества образования  Для Вас - родители будущих воспитанников  Для Вас, родители!  Популярные вопросы  Как мы развиваемся  Анкеты  Сам себе режиссёр  Полезное детям   Страничка дорожной безопасности  Наши достижения "Волшебная страна"  Наши достижения "Теремок"  Советы специалистов  Публикации  Форум  Фотоальбом  Гостевая книга  Обратная связь  Карта Сайта 


















































Категории раздела
Мои файлы [92]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Главная » Файлы » Мои файлы

Сюжетные занятия как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Максуль Е.В..
[ Скачать с сервера (146.3 Kb) ] 06.05.2020, 03:43

Сюжетные занятия как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, его знания становятся более глубокими, яркими, образными, более полными и точными. Ребенок легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.

 Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задачи на смекалку, задачи - шутки, логические задачи.

Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятие – сказка, игра, путешествие. Например, сказки - эффективные средства воздействия на детей. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.

Часто сюжет сказки подсказывает тему занятия:

«Федорино горе» - посуда.

«Муха-Цокотуха» - насекомые.

«Гадкий утенок» - домашние птицы.

Или подсказывает, какое упражнение или игру использовать:

• Федора обижала посуду – «Назовите ласково».

• Посуда была разбита – «Собери картинку».

• Насекомые попрятались от паука – закрепляем употребление предлогов

• Кай складывал льдинки – «Танграм».

• Красная Шапочка собирала цветы по дороге – закрепляем названия полевых цветов.

Характерная особенность занятий, построенных на сюжете – их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания, логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики.

Я для себя выделила несколько вариантов (видов) сюжетных занятий.

1. На занятиях, построенных на сюжете одной сказки, где сюжет развивается, дети путешествуют вместе с героем и помогают ему выполнять различные задания. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. К таким сказкам можно отнести: «Колобок», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Винни-Пух», «Кот в сапогах» и т.п.

Например, в подготовительной группе мною было проведено занятие по формированию элементарных математических представлений по сюжету сказки «Гуси-Лебеди». Дети, выполнив задание расставить недостающие числа в числовом ряду, узнали (прочитали) по буквам, которые открылись после выполнения задания, что сегодня мы отправимся в сказку «Гуси – Лебеди». Для того, чтобы дети реальнее представили сказку, я использовала презентацию с эпизодами из сказки. Мы встретили Машу, которая искала Иванушку, и решили помочь ей. На пути мы встретили Яблоньку, которая просила помочь ей – совать с нее яблоки, но сначала нужно было выполнить задание, иначе яблоки невозможно будет сорвать. Затем встретилась Печка (открывается слайд с изображением Печки с пирожками). Выполнив ее задание, мы смогли помочь ей вытащить пирожки. Дальше на пути встретилась молочная река кисельные берега(слайд). Решив задачу, ребята вытащили из речки большой камень. И вот на пути избушка на курьих ножках, сделанная вся из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают избушку и называют фигуры – какие, сколько. И тут возникает вопрос: а куда же Баба-Яга может спрятать Иванушку? Дети предположили, что в избушку. Закрывают глаза, я убираю несколько фигур, и оттуда выглядывает Иванушка. Дети радуются, но выйти Иванушка не может, дверь заперта. Чтобы помочь открыть дверь, дети вспоминают, каких фигур не стало. Выполнив задание, мы бежим вместе с героями домой. Но на пути дремучий лес, много извилистых тропинок, а следом летят Гуси – Лебеди. Как же помочь героям? Я раздала каждому ребенку на листочке дидактическую игру «Найди нужную тропинку». Дети с удовольствием искали из нескольких извилистых тропинок ту, которая ведет к дому Машеньки и Иванушки.

2. Также занятие может быть построено на встрече с героями из разных сказок.

В рамках муниципального семинара «Современные педагогические технологии – деятельностный подход» мною была показана непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку», где дети попали в сказку и встретили грустного Колобка, который заблудился в лесу. Он спешил к друзьям на праздник и не успел. Отгадав загадки, дети узнали, кто его друзья и узнали, что любимая сказка Колобка «Теремок». Все вместе решили показать эту сказку Колобку. Дети по взмаху волшебной палочки превращаются в героев сказки. После показа театрального представления все вместе танцуют танец с Колобком. Колобок благодарит детей и отправляется домой, а герои обратно превращаются в детей и попадают в группу. В группе дети обходят свои игрушки и спрашивают, не нужна ли еще кому–нибудь помощь.

3. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например, Буратино, Доктор Айболит и т.п. На неделе педагогического мастерства мною проведено открытое занятие по формированию элементарных математических представлений «Поможем Буратино!». В группу пришло письмо, в котором буратино просит помощи у детей выполнить задания и найти Золотой ключик, а то Кот Базилио и Лиса Алиса закрыли его в чулане, потому что он не хочет учиться и пока он не выполнит все задания, они его не отпустят. Дети выполняют задания и находят ключик. В конце занятия снова получаем письмо, где Буратино благодарит детей за помощь и обещает хорошо учиться. А в благодарность отправляет свой портрет в виде раскраски. Дети берут карандаши и раскрашивают картинку. По требованиям ФГОС занятие должно иметь открытый конец, поэтому я стараюсь на своих занятиях выполнять это требование.

4. Занятие – путешествие, не обязательно по сказочному сюжету. Например, «Путешествие Снежинки», где дети узнают об особенностях зимних явлений природы. Или «Полет в космос». Это занятие по формированию элементарных математических представлений я провела на неделе педагогического мастерства в старшей группе. Дети, поговорив о космосе, решили стать космонавтами и побывать в космосе. Сначала они, как и настоящие космонавты, прошли тренировку, а затем побывали в космическом конструкторском бюро, где рассматривали макет ракеты, выполненный из фигур, а потом каждый самостоятельно из фигур сделал ракету такую же, как на схеме (Д.и. «Собери ракету»). Потом отгадав код (Д.и. Назови соседей»), надели скафандры, пристегнулись и после обратного отсчета полетели в космос. Полетав в космическом пространстве, увидели метеориты (Д.и. «Чем похожи и чем отличаются».) Из-за опасности столкнуться с метеоритами, перешли на ручное управление («Д.и. «Пульт управления»). Когда опасность миновала, мы вышли в открытый космос и под космическую музыку летали и превращались в звезды. И тут нам встретились симпатичные инопланетяне (Д.и. «Найди отличия»). Затем мы помогли инопланетянам выполнить задание и вернулись каждый на свой космодром (Д.и. «Найди свой космодром»).

Возможности использования сказочных сюжетов для развития детей безграничны. Нужно только желание и немного фантазии.

Категория: Мои файлы | Добавил: dsad228
Просмотров: 102 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Архив
Ссылки на соц.сети
Управление образования
г. Кемерово
            










Персональный сайт
воспитателя
Карбаиновой
Татьяны 
Вадимовны

      
      
   

uCoz