| Мой профиль | Регистрация | Вход Вторник, 16.04.2024, 17:18 | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

  Главная  Сведения об образовательной организации  Волшебная страна  Теремок  Антикоррупционная политика  Комплексная безопасность  Консультационный центр  Инновационная деятельность  МКДО  ФОП  COVID-19  Национальные проекты   Мониторинг заработной платы  300 лет Кузбассу  Независимая оценка качества образования  Для Вас - родители будущих воспитанников  Для Вас, родители!  Популярные вопросы  Как мы развиваемся  Анкеты  Сам себе режиссёр  Полезное детям   Страничка дорожной безопасности  Наши достижения "Волшебная страна"  Наши достижения "Теремок"  Советы специалистов  Публикации  Форум  Фотоальбом  Гостевая книга  Обратная связь  Карта Сайта 






















































Категории раздела
Мои файлы [92]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Главная » Файлы » Мои файлы

Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС. Подготовила педагог-психолог Дурыманова Е.В. (16.12.19г)
[ Скачать с сервера (122.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 16.12.2019, 08:59

Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с РАС

«Дети учатся на примере взрослых, а не на его словах»

К. Г. Юнг

В настоящее время в России возросла необходимость психолого-педагогической помощи детям с Расстройствами Аутистического спектра и их родителям.

Это происходит в связи с увеличением роста рождения детей с Расстройствами Аутистического спектра (РАС). По статистики 2018 года - на 68 рожденных детей рождается один ребенок с РАС. Конечно, мы наблюдаем увеличения количества таких детей в дошкольных и специальных образовательных учреждениях. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. В свободной энциклопедии (Википедии) раскрывается термин так:  Расстройство аутисти́ческого спектра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder) — нейроонтогенетическое расстройство, то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. Основная характеристика расстройства — перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость, однако встречаются и высокоинтеллектуальные индивидуумы с данным расстройством.

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

F84.0 Детский аутизм. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70.

F84.1 Атипичный аутизм

F84.2 Синдром Ретта

F84.5 Синдром Аспергера

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02).

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования

В Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые было закреплено на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 % (Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.)

            Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области № 1916 от 17.10.17 был создан региональный ресурсный центр. Проведена работа по заключению соглашения ДО и НКО с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС для осуществления консультативно-методического сопровождения по вопросам развития системы помощи детям с РАС. Подготовлен перечень организаций, осуществляющий помощь и обучение детей с РАС в Кемеровской области (который будет размещен на сайте ФРЦ). В городе Кемерово, за 2017-2019 год - более 100 семей получили психолого-педагогическую помощь с детьми РАС в «Региональном ресурсном центре комплексной помощи детям с РАС» (Научно-практическая конференция «Здоровье и развитие личности. Ранняя помощь» 28.11.2019г.)

Наш МАДОУ №228 «комбинированного вида» посещают как обычно развивающиеся дошкольники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.

Организуя работу с детьми с РАС, мы понимаем, что эффективность проводимой работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с РАС. В кабинете психолога находится сенсорная комната. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода сенсорными стимуляторами. А также в комнате используется песок (песочная терапия). Сенсорные стимуляторы воздействует на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Занятия в комнате способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они построены так, чтобы повышать уровень мотивации и успешности ребенка используя поощрения, короткие четкие инструкции, подсказки, дробление сложных действий на простые, постепенное формирование требуемых реакций посредством незамедлительных поощрений. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию, а использование «подкреплений» - усиливает вероятность возникновения поведения социально приемлемого в обществе, дает возможность закрепить социальные, академические и игровые навыки.

В своей работе с детьми РАС я руководствуюсь принципами прикладного анализа поведения (АВА), который сейчас активно стал применятся во многих странах мира. Кроме того, на сегодняшний момент, это единственный подход, эффективность которого доказана в ходе научных исследований. Прикладной анализ поведения (АВА) — это дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону. Для изменения поведения используется комплекс стратегий и приемов. Таких как: обучение без ошибок, подсказки, правила в визуальной форме, графики, расписание заданий, поведенческий момент, усиление поведения, ослабление поведения и гашение поведения. (Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). - Самара: Издательство Дом «Бахрах-М», 2020.- 208 с.)

Хочу напомнить, что работа с родителями, с семьей, является важной составляющей успешности ребенка. Ведь семья — это микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. Рождение особенного ребенка, часто приводит семью к стрессу, который имеет пролонгированный характер и оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Нужно помочь семье восстановиться после перенесенного стресса. Способность семьи восстанавливаться после стресса называется устойчивостью.

Выделяют два типа семей:

Уязвимые семьи - при столкновении с трудностями члены такой семьи не поддерживают друг друга, не желают идти на компромиссы. Они не умеют распределять ответственность и обязанности в семье, никогда не вовлекают всех членов семьи в процесс принятия важных решений.

Регенеративные семьи - при столкновении с трудностями члены таких семей поддерживают, мотивируют друг друга на решение проблем, открыто проявляют любовь и заботу друг о друге, имеют семейные правила и ценности. Эти семьи обладает способностью контролировать трудные ситуации, пробовать новые способы их разрешения.

Работа с родителями: установление доверительных отношений, повышение родительской компетенции, обучение навыкам взаимодействия, мотивация родителей, психологическое и социальное сопровождение – от момента выявления РАС у ребенка и столько, сколько потребуется родителям. Нужно помочь создать условия для адаптации не только ребенку, но и родителям. Научить сотрудничать родителей ради достижения приемлемых (выполнимых) целей.

Педагог-психолог: Дурыманова Е.В.

Категория: Мои файлы | Добавил: dsad228
Просмотров: 124 | Загрузок: 87 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 nataly-kalugin • 07:59, 14.09.2020
Спасибо. Очень актуальная тема.
avatar
0
2 kristayzya • 08:38, 02.10.2020
Хорошо поданная информация, спасибо огромное.
avatar
0
3 citydom1@tommebelru • 11:39, 02.10.2020
Спасибо , Вам за неравнодушие к нашим детям . За то , что изо дня в день Вы находите в себе силы заниматься сложным и ответственным трудом ! Спасибо за то , что делитесь с нами опытом в воспитании особенных деток .
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
Архив
Ссылки на соц.сети
Управление образования
г. Кемерово
            










Персональный сайт
воспитателя
Карбаиновой
Татьяны 
Вадимовны

      
      
   

uCoz