Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Цель: развитие речевой активности детей
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу 2. развивать мышление, память, внимание, связную речь 3. воспитывать интерес к родному языку
Оборудование: мнемотаблица с временем года «Зима», заячьи следы, изображения птиц (снегири), ель, белка (игрушка)
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Словарная работа: обогащать речь прилагательными, обозначающие признаки; расширить словарь признаков по теме: «Зима». закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Ход занятия:
Дети становятся в круг (проводится игра «Назови себя ласково»)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу в детский сад и в кормушке, где мы кормили птичек, увидела вот этот конверт (показать конверт). Поинтересовалась, кому он адресован: «Детский сад, группа «Пчёлка», от лесных жителей. Хотите узнать, что пишут нам лесные жители? (ответы детей)
Воспитатель: Вот что они пишут: « Дорогие ребята! Приглашаем вас в путешествие по зимнему лесу. У нас очень красиво зимой , подышите чистым свежим воздухом. Ждём вас! Лесные жители
Воспитатель: Ребята, вы принимаете это приглашение? (да)
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? ( ответы детей)
Воспитатель: Что такое путешествие? (Ехать на речку, в другой город…)
Воспитатель: На чём можно путешествовать? (На поезде, на лыжах, пешком, на лодке, на машине, ковре-самолёте…)
Воспитатель: Куда и на чём вы путешествовали? (На машине на Алтай, на лодке по реке, на лыжах по лесу…)
Воспитатель: На чём можно путешествовать по зимнему лесу? (На лыжах, на санях, на снегоходе…)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы отправимся на лыжах
Воспитатель: А сейчас какое время года (Зима) Почему вы так думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, надели лыжи и теперь можно отправиться в путешествие.
Воспитатель: Приехали мы в лес. Чтобы не заблудиться в лесу, пойдёмте все друг за другом, след в след.
Воспитатель: Как здесь красиво! А какой здесь свежий, морозный воздух! Давайте подышим свежим воздухом. Вдохнём и при выдохе скажем: «Морозно!» Перед нами тропинка из снежинок.
Воспитатель: Начнём наше путешествие. Идёте все за мной по тропинке след в след по хрустящему снегу.
Воспитатель: Как он хрустит? (Хруст – хруст – хруст)
Воспитатель: Давайте все вместе скажем хруст – хруст… (Дети повторяют)
Воспитатель: Какой ещё бывает снег? (Белый, холодный, пушистый, блестящий, мягкий…) Подойти к ёлке со снегирями.
Воспитатель: А это кто там сидит на ёлочке? (Снегири) Сколько их? ( ответы детей)
Воспитатель: Да не один, а их несколько. Как по-другому назвать несколько снегирей? (Стайка снегирей)
Воспитатель: Верно, стайка снегирей. Воспитатель: Посмотрите, какие у них грудки? (Красные)
Воспитатель: Правильно, красные, как яблоки. Как можно по-другому назвать снегирей? (Красногрудые)
Воспитатель: Верно, красногрудые. Повторите Артём, Саша, Дима (дети повторяют) Подойти к берлоге
Воспитатель: Это что за бугорок? Тише-тише. Здесь кто-то есть. Кто же это спит здесь? (Медведь спит)
Воспитатель: Правильно, это домик медведя. А как ещё можно сказать подругому? (Медвежья берлога)
Воспитатель: Молодец, Саша. Правильно сказал. Домик медведя по-другому называется медвежья берлога. Повтори Полина, Лера (дети повторяют) Подойти к следам зайца
Воспитатель: Посмотрите, здесь следы чьи-то. Как вы думаете, чьи это могут быть следы? (Волка, лисы… Наверно зайца)
Воспитатель: Верно, это следы зайца. Как можно сказать по-другому про следы зайца? (Это заичьи следы)
Воспитатель: Правильно, про следы зайца можно сказать, что это заячьи следы (идём дальше. Загадываю загадку) Подойти к сосне с дуплом белки, от куда падает шишка.
Воспитатель: Я видела, кто-то в нас шишку бросил. Кто с высоких, толстых сосен в ребятишек шишку бросил? Как вы думаете, кто это мог быть? (Это белка)
Воспитатель: Да вот же она, посмотрите! (видим дупло с белкой)
Воспитатель: Где белка живёт? (Белка живёт на сосне, в дупле)
Воспитатель: Что запасает на зиму белка? (Она запасает на зиму грибы, орехи, ягоды)
Воспитатель: Как по-другому можно назвать дупло белки (Дупло белки – беличье дупло)
Воспитатель: Вы, ребята, наверно устали? Давайте сядем на поваленное дерево, отдохнём и поиграем в игру «Доскажи словечко». Сначала стряхнём с поваленного дерева снег. (Стряхивают)
Воспитатель: Теперь слушайте: я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять подходящие слова: Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…(снег) С неба всё скользят пушинки - Серебристые… (снежинки) На посёлки, на лужок Всё снижается…(снежок) Вот веселье для ребят – Всё сильнее…(снегопад) Все бегут вперегонки Все хотят играть в…(снежки) Словно в белый пуховик Нарядился…(снеговик) Рядом снежная фигурка – Это девочка…(снегурка) На снегу-то посмотри? – С красной грудкой…(снегири) Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил…(снег)
Воспитатель: На какое слово похожи слова, которые вы добавляли? (Все слова похожи на слово «снег»)
Воспитатель: Правильно, ребята, все слова, которые вы добавляли похожие на слово «снег».
Воспитатель: Поиграли, подышали свежим воздухом, посмотрели, как живётся лесным жителям зимой. В следующий раз ещё куда-нибудь отправимся в путешествие. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Проходите, садитесь на стульчики (сели полукругом)
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, что мы видели в лесу, когда путешествовали? (с помощью воспитателя дети вспоминают, что и кого они видели в лесу)
Воспитатель: А теперь про то, что мы видели, составим все вместе рассказ.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какой рассказ я составила. ( Акцентировать внимание детей на название рассказа) Затем, предлагается желающим составить рассказ по таблице ( выслушать рассказ 1-2 детей)
Подведение итогов: - Ребята, вам понравилось занятие? Чем понравилось заниматься больше всего? За что бы вы себя сегодня похвалили? Большое спасибо за работу! |