АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Кирсанова Е.Ю. ,воспитатель,
Созинова М.В., воспитатель
МАДОУ №228 «Детский сад комбинирующего вида»
г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс
Аннотация: статья посвящена адаптации детей к ДОУ. Автором приведены рекомендации для родителей для наиболее успешной адаптации.
Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, ДОУ.
В нашем современном обществе многие люди не живут, а выживают. Родители очень часто просто вынуждены отправлять своё любимое маленькое чадо в раннем возрасте в детский сад. В большинстве случаев это вынужденная мера. В раннем возрасте дети особенно нуждаются в постоянном присутствии матери, её любви и внимании. Но что же делать, если сложилось так, что ребенка приходится отдавать в детский сад? Как помочь малышу безболезненнее привыкнуть к новой обстановке и людям, адаптироваться к новым условиям?
Детский сад для ребенка становится практически вторым домом, так как он проводит там существенную часть жизни. От того, насколько успешно пройдет адаптация, зависит физиологическое и психологическое здоровье малыша.
Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление к новым условиям и новой среде. Изменения такого рода влияют и на взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Еще недавно ребенок был центром внимания и заботы, а теперь он уже член детского коллектива, ему уделяется намного меньше внимания, так как воспитатель занимается 18–20 малышами. В связи с этим малышу нужно психологически перестроится, у ребенка изменяется поведение, он вынужден вступать в контакт с незнакомыми людьми, со своими ровесниками.
Елена Ивановна Морозова отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка».
В детском саду ребенок вынужден социально и биологически адаптироваться к новым условиям.
Биологическая адаптация – это перестройка физиологических систем организма. Ребенок должен привыкнуть к новому распорядку дня, питанию.
Вместе с биологической адаптацией происходит и социальная – это изменение поведения в зависимости от новых социальных условий.
Адаптационный период сложен и для ребенка, и для его родителей, а также для персонала группы детского сада. Очень часто у ребенка во время этого периода возникают различные нарушения:
− снижается сопротивляемость организма различным микробам и бактериям, ребенок начинает часто болеть;
− снижается, а может и совсем отсутствовать аппетит;
− нарушается дневной или ночной сон, ребенок плачет во сне;
− малыш может забыть умения и навыки, которые получил дома: перестает сам кушать, одеваться и т. д.;
− у ребенка могут ухудшится речевые навыки;
− меняется режим активности: ребенок может стать как медлительным, так и гиперактивным;
− появляется зажатость, нежелание общаться с детьми и взрослыми;
− может нарушиться эмоциональный фон: поход в детский сад вызывает раздражение, гнев.
Эти изменения индивидуальны для каждого ребенка. В это время родные и близкие должны поддержать своего малыша и помочь ему заранее адаптироваться.
Дети раннего возраста адаптируются примерно в течение 2–3 недель. Родители и воспитатели должны помочь ребенку как можно легче влиться в жизнь детского сада. Поэтому нужно максимально приблизить режим дня дома
к режиму в детском саду. В первые дни ребенка лучше оставлять в группе на 1– 2 часа, а затем постепенно увеличивать это время до обеда, до полдника и до вечера. Чем скорее малыш станет доверять воспитателям, тем проще ему будет перенеси разлуку с родителями. Если родители будут вежливо и доброжелательно общаться с воспитателем, это расположит к нему. Еще одна рекомендация для родителей до посещения детского сада расширять окружение малыша: менять привычные места прогулок. Также будет полезно расширять круг общения: ходить в гости и приглашать к себе гостей с детьми такого же возраста. При этом родителям нужно помочь ребенку начать общаться, играть со сверстниками.
Очень важно положительно настроиться самому и настроить также ребенка к детскому саду. Родители должны рассказывать только хорошее о детском садике, о воспитателях, о пребывании там.
Если родители научат малыша навыкам самообслуживания, то ему будет намного проще адаптироваться. Чтобы малышу было не так одиноко, можно ему дать с собой любимую игрушку. Дети очень чувствительны к настрою родителей, поэтому сразу поймут, если взрослые сами боятся оставлять ребенка в детском саду. Если родители будут доверять воспитателям, то и ребенок спокойно и безбоязненно будет посещать детский сад.
После окончания адаптационного периода сначала нормализуется аппетит, потом сон и в конце поведение ребенка.
В результате проведения различных исследований, ученые разных стран выделили 3 фазы адаптации:
1) острая фаза. Она сопровождается разными изменениями в соматическом и психическом состоянии ребенка; это может привести к снижению веса, частым простудным заболеваниям и т. д. (продолжительность около1 месяца);
2) подострая фаза. Ребенок уже адекватно себя ведет, темп развития замедляется и происходит лишь по отдельным параметрам (продолжительность около 3–5 месяцев);
3) фаза компенсации. Развитие ребенка увеличивает темп, из-за чего к концу года дети преодолевают задержку.
Также можно выделить 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптации:
− 1 степень – легкая адаптация (ребенок ест выборочно, немного нарушается сон, иногда проявляются отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, немного играет с детьми, с игрушками не играет, но рассматривает их). Продолжается от десяти дней до двух недель;
− 2 степень – адаптация средней тяжести. У ребенка происходят вегетативные изменения в организме: повышается температура, появляется, появляется на коже сыпь, появляется жидкий стул. Эмоциональное состояние стабилизируется медленно. Адаптация средней тяжести длится один месяц;
− 3 степень – нежелательная адаптация, самая тяжелая, она переходит в патологическую. Длится от одного до шести месяцев.
Задача воспитателей удержать нового ребенка на первой легкой степени адаптации.
Существуют следующие факторы, которые влияют на характер адаптации детей к режиму детского сада:
1) возраст ребенка. С 1 года 8 месяцев до 3-х лет наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень может быть различной;
2) состояние здоровья и развития ребенка. Хорошо развитый и здоровый ребенок лучше переносит социальную адаптацию;
3) индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа ВНД.
Павлов Иван Петрович выделил два типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик), учитывая процессы возбуждения и торможения. Особенное внимание нужно уделить флегматикам и меланхоликам, адаптация которых может перейти в патологическую степень.
Также отрицательно влияет на адаптацию нарушения режима сна в семье, кормления и т. д. В результате адаптационный период удлиняется
Итак, подведем итоги – для наиболее успешной адаптации родителям можно дать следующие рекомендации:
− сформируйте у себя положительный настрой, поверьте, что ребенку будет хорошо в детском саду, он будет окружен вниманием, о нем будут заботиться;
− исключите негативные разговоры в семье о детском саде при ребенке, это может у него сформировать отрицательное отношение к походу в дошкольное учреждение;
− в семье создайте комфортный климат;
− режим дня (подъем, питание, прогулка, время дня) заранее сделайте максимально приближенным к распорядку дня в детском саду;
− познакомьтесь с меню детского сада и готовьте такие блюда дома. Учите малыша есть самостоятельно ложкой, пить из чашки;
− отучите ребенка от подгузника, сажайте его на горшок;
− в детский сад дайте с собой любимую игрушку;
− научите ребенка играть с игрушками и складывать их на место;
− воспитывайте у ребенка желание общаться с другими детьми.
Литература:
1. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Белкина В.Н., Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2006 – 236 с. – Текст : непосредственный.
2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с – Текст : электронный.
3. Морозова Е.И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С. 10–14 – Текст : электронный.
|