| Мой профиль | Регистрация | Вход Вторник, 16.07.2024, 11:17 | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

  Главная  Сведения об образовательной организации  Наши группы  ФОП  


































































Категории раздела
Мои файлы [97]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0





Главная » Файлы » Мои файлы

Сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей в коррекции дефектов речи у детей. Подготовила логопед Андреева Н.Ю.
[ Скачать с сервера (380.7 Kb) ] 27.06.2024, 07:16

Сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей в коррекции дефектов речи у детей

    Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Совместная работа логопеда, воспитателей с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса.

         Коррекционные приёмы формирования правильной речи

Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет

         Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

         Уровень развития мелкой моторики и координации движения – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

         Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте

 важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

         Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4-5 лет:

  • рисует карандашами, мелками;
  • собирает постройки из девяти кубиков;
  • складывает бумагу более чем один раз;
  • шнурует ботинки, лепит из пластилина.

         Для развития ручной умелости дети дома должны:

  • разминать пальцами глину, пластилин;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
  • выполнять пальчиковые игры и упражнения;
  • рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углём;
  • вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
  • вышивать, вязать;
  • играть с конструктором мозаикой, кубиками, вкладышами, палочками;
  • штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

      К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, интересных для ребёнка.                             

                                 Учимся правильно дышать

         Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.

         Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Вдох и вдох носом

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

*   *   *

Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.

*   *   *

                Упражнение «Собачке жарко».

         При этих упражнениях нужно чувствовать  движения стенки живота.

         С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

                Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо

*   *   *

               Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

                                                           *   *   *

              Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Бабочка на цветке сидела,

                                         Ветер дунул – улетела.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

*   *   *

              Упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта.

*   *    *

Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину,

стараясь попасть в ворота.

*   *    *

Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку

воздух в стакане воды.

    Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

    Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

*   *   *

             Упражнение «Забей гол»:

            - плавный выдох, губы трубочкой;

            - плавный выдох, губы в улыбке;

            -плавный выдох, язык лопаткой;

            - язык лопаткой, выдох толчками.

        Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.

Попробуем более сложное упражнение. Представим, что живот – воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди, при вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.

Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Используя этот тип дыхания, мы по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 мин. с перерывами по 1 мин. каждый день, вы заметите, что ребёнок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приёмом пищи должен пройти хотя бы час. Необходимо следить за тем, что – бы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Массаж – совокупность приёмов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.

Один из видов массажа – самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела.

Длительность одного сеанса 5 -10 мин. Каждое упражнение выполняется 4 – 6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).

Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.

«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).

«Наденем шапочку» - исходное положение рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» - двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Пальцевый душ» - легко постукивать пальцами по лбу.

«Нарисуем усы» - двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» - лёгкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Для мышц языка

«Непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:

  • растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;
  • растирать ладони движениями вверх-вниз;
  • разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;
  • делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
  • разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.

 

 

 

 

Учитель-логопед Андреева Н.Ю.

Категория: Мои файлы | Добавил: dsad228
Просмотров: 11 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar




Вход на сайт
Поиск
Календарь





Министерство науки и высшего образования РФ

Минпросвещения РФ

Кузбассобрнадзор

Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса

Министерство образования Кузбасса

Управление образования АК

Портал Госуслуги

Новостной образовательный реестр

Уполномоченный по правам ребенка в КО

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция ЦОР

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Социальная сеть работников образования



Архив
Ссылки на соц.сети
Управление образования
г. Кемерово










Персональный сайт
воспитателя
Карбаиновой
Татьяны 
Вадимовны




uCoz