Толерантность
«Толерантность» — это стремление к терпимости и уважению другого человека, его ценностей и взглядов. А также проявления милосердия и сострадания к другим людям. Толера́нтность от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить.
В трудах Н.А.Асташевой толерантность рассматривается как своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия.
Толерантность в психологии понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [1].
В развитом общественном самосознании толерантность представляется как моральное качество, которое характеризуется «принятием одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество» [2].
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [3]
В настоящие время, когда во многих дошкольных учреждениях (комбинированного, компенсирующего вида и т.п.) есть дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а также дети, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма – воспитание толерантности у детей и взрослых людей очень важно. Все больше встречаем мы детей и взрослых в социуме, которые по состоянию здоровья ограничены к социальной адаптации, а также имеют низкую способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением. Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, формируются модели поведения, закладываются оценочные суждения у детей. Мы иногда можем наблюдать озлобленность, агрессивность, нетерпимость и культурный эгоизм в общении детей. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности – еще недостаточен.
В формировании толерантности у детей участвуют всё социальное окружение. Это родители в первую очередь, родственники, друзья ребенка, а также педагоги(воспитатели), специалисты и жизненные ситуации, в которые попадает ребенок. Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, потому что этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в том числе – основы толерантной культуры. Эти навыки закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, общении детей, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Конечно, развитие толерантности у детей происходит в условиях компетентной, ежедневной работе педагогов, психологов с детьми. Важным достижением первых семи лет жизни ребенка является появление «самосознания». К ребенку начинает приходить понимание того, какой он человек, какими качествами наделен, каким образом относятся к нему другие люди и чем вызвано данное отношение. Ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности…
Я хочу подчеркнуть важность взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании основ толерантности у дошкольников. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Просвещение родителей, консультации, беседы, привлечение к совместным праздникам, тренингам дают возможность обратить внимание родителей на развитие толерантности у детей и возможно, иногда, взглянуть под другим углом зрения на свое поведение, стили воспитания детей и манере общения между взрослыми (родителями).Каждый родитель хочет чтобы его ребенок был лучше его самого и достиг в жизни еще более лучших целей чем он.
Итак, толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. Выражаясь словами Э.Фромма, толерантность – это проявление созидательной направленности личности. Такой человек движется по пути самореализации, по пути творчества, он свободен и ответственен за свой выбор. Как педагог-психолог, я понимаю толерантность как один из адаптивных механизмов организма. Терпение, принятие — это главный способ снижения чувствительности к стрессам. Поэтому развивая толерантность у наших выпускников, мы закладываем такие качества как самообладание, выдержку, самоконтроль, внутренние равновесие на пути к самореализации в жизни.
Педагог-психолог Дурыманова Е.В.
Список литературы
- Краткий психологический словарь. - 1985. - С. 357.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Нар. Образование, 1998. - 255 с.
Преамбула Устава Организации Объединенных Наций от 21.03.2011г. |